ПРЕДМЕТЫ-СИМВОЛЫ: АПОФЕОЗ ТЕХНОЛОГИЙ И МАТЕРИАЛОВ
В год 200-летнего юбилея Строгановской школы защиты дипломных проектов становятся особым событием — живой дискуссией между наследием выдающихся деятелей культуры, науки и техники - Третьяковым, Степановой, Вашковым, Мельниковым, Дейнекой, Чкаловым, Лосевым, Губкиным, Мухиной, Билибиным, Сморгоном, Малевичем, Кукрыниксами, Коровиным, Жолтовским, Строгановым, - и будущим поколением созидателей и проектировщиков.
Экспозиция разнообразных предметов, каждый из которых проявляет особенности материала. Уникальные решения — стекло в технике моллирования, 3D печать из карбона, фарфоровая литофания, пластичный войлок, берестяное плетение, формованный алюминий, профиль, гнутая фанера, лайерит, поликарбонат и более традиционные — массив и шпон дуба, сталь и мебельный текстиль.


годов, отсылая к фигуре Валерия Чкалова и инженерному прорыву советской авиации.
Кресло становится скульптурной метафорой подвига экипажа АНТ-25, совершившего
беспосадочный перелёт через Северный полюс.
Аэродинамический силуэт кресла соответствует принципам визуальной динамики и лёгкости полёта, отсылающие к аэродинамическим профилям самолетов той эпохи. Плавные линии предмета буквально погружают сидящего в кабину воздушного судна, наделяя окружающий интерьер атмосферой героизма.
«АНТ-25» - коллекционный предмет о переосмыслении инженерной эстетики через язык
дизайна XXI века, где функциональность обретает черты высокого искусства, точность
алюминиевой формы - эмоцию полёта, а память о покорении неба — в пластике
материалов.
Изготовлением эффектной формы занялся мастер по художественному металлу — Евгений Миленький. Использовав технологии холодного формования, шринкинга, стретчинга и раскатки, он раскрыл свойства листового алюминия в динамичных изгибах предмета. Такой подход применяется для создания сложных форм, где дополнительные скругления создают рёбра жёсткости, например в изготовлении корпусов автомобилей, мотоциклов, ж/д вагонов и водного транспорта. Единая, будто слепленная форма скрывает за собой недели экспериментов с толщиной листа и эргономикой посадки. Лёгкое кресло из тонкого холодного металла дополняется мягкими элементами для комфортного пользования и раскрывает потенциал формы в различных проявлениях — классические для эстетики авиации тонкие кожаные детали или воздушная стёганая подушка со стропами и современной фурнитурой.


Подвижное шарнирное соединение элементов - одно из главных изобретений совершившее революцию в индустрии игрушек, стало конструктивной основой проекта.Сиденье детского табурета может наклонятся на безопасный градус благодаря усиленной версии такого шарнира.
Интерактивность и тактильность крайне важна для детского развития: от навыка удержать равновесие до концентрации внимания непосед на собственном состоянии.
Подобно дизайнерам советской игрушки, которые изготавливали отливки серийных кукол из целлулоида, прототип табурета создан из пластика и угленаполненного полиамида, но уже при помощи современных возможностей 3D-печати. Это позволяет проверить конструкционные возможности и эргономику, и перенести результаты на более подходящие для тиража технологии — ротационную формовку или литьё.
«Яблочко» — это коллекция предметов позволяющая погрузиться в ностальгию по детству и снова представить себя беззаботным ребёнком.
Идея привнести игровую и кинетическую механику при взаимодействии с предметом мебели воплотилась в проекте двух табуретов: для ребенка и для взрослого.
В стилизованном решении стульев угадывается наивный образ ностальгических игрушек – ножки «надуты», а сиденье имеет доброжелательную округлую форму. Взрослый табурет подобен взрослой фигуре — непоколебим, но не теряет детской непосредственности — сиденье вращается по центральной оси.
Детский табурет, как и сами дети, более подвижный благодаря безопасному шарниру на пружинах, расположенному в центре «Яблочка».
Гладкая глянцевая поверхность приятно контрастирует с фактурной тканью мягкого сиденья, а цветовые решения позволяют найти тот самый позитивный образ.


Концепция формируется на стыке истории, художественной культуры и современного предметного дизайна. Коллекция состоит из буфета, кресла и напольного светильника.
Льняная мануфактура в Костроме – ключевой бизнес братьев Третьяковых. На деньги, полученные на мануфактуре создавалась Третьяковская галерея. А Третьяковский проезд стал ключевым торговым центром столицы. Эстетика и смысл этих архитектурных проектов легли в основу визуального языка – метафоры, связанные с жизнью и деятельностью Третьякова: ткань как символ мануфактуры, катушки и нити как образы ремесленного труда, элементы музейной архитектуры и сдержанная гамма как отражение его характера - строгого, аскетичного и образованного. Так появились: Кресло БЛАГОТВОРИТЕЛЬ, торшер ДЕЯТЕЛЬ и буфет ХРАНИТЕЛЬ.
Для реализации выбраны материалы, подчёркивающие ценность и долговечность: натуральное дерево, лён, декоративные детали и ручную отделку.
Проект ставит цель сделать художественно насыщенный и осмысленный дизайн доступным более широкой аудитории, объединяя принципы коллекционного подхода в дизайне и массового производства столярных изделий.


Многослойная форма рождается из природы и возвращается к ней в движении материала. Который растет, тает и прорастает словно первая проталина весны.
*Каркас из алюминиевых прутьев — словно структура, замерзшая в толще льда. Он пронизывает многослойное стекло, создавая хрупкую, но прочную связь. Форма объекта рождается из природы и возвращается к ней: движение стекла напоминает процесс таяния, его поверхность — неровности и шероховатости льда, а места соприкосновения с металлом сохраняют физическую память — напряжение, изгиб. Это не просто конструктивное соединение — это след взаимодействия, диалог двух материалов, где один принимает форму другого, сохраняя при этом собственный характер.
Проталина — журнальный столик с функцией сидения, выполненный из стекла и алюминия. Объект предназначен для экспонирования в выставочном пространстве и исследует взаимодействие тела с материалом через прямой тактильный контакт.
Проект вдохновлён подходом Веры Мухиной к работе со стеклом — как с живым, выразительным и пластичным материалом. Объект объединяет утилитарную функцию и скульптурную выразительность, акцентируя внимание на материальности стекла и его взаимодействии с телом.
Стекло размером формовано методом моллирования, затем обработано пескоструйной техникой для создания матовой поверхности. Конструкция выполнена из алюминиевого прута и листа, образующего опорный куб.


Инициатором темы переосмысления творчества Сергея Ивановича Вашкова выступил Центр развития национальной культуры и ремёсел ПОЛЕ. Основательница фонда Александра Фалиштынская – меценат, куратор и коллекционер, трепетно относится к воссозданию проектов Вашкова: ревитализация “дачи Александренко” – ДАЧА А, переиздание сборника работ церковной и гражданской утвари “Религиозное искусство”, научная реставрация и изготовление предметов и деталей быта.
Сергей Вашков – архитектор, скульптор, художник, представитель московского модерна и исследователь древнерусского искусства. Вашков создавал произведения, в которых прослеживается влияние средневековой иконописи и деревянной резьбы, переосмысленных через призму современного ему искусства – будь то композиции из крупных рельефов на фасадах дома со Зверьми на Чистых прудах или архитектурные проекты деревянного зодчества. Этот синтез мифа и религии делает его бестиарий мифических существ уникальным — не языческим, но одухотворённым, вписанным в христианский контекст через эстетику неорусского стиля.
В рамках магистерской диссертации были исследованы актуальные ресурсы фарфоровых технологий в предметном дизайне: литофания — уникальная фарфоровая техника, раскрывающаяся при прохождении света через материал. Попытка сделать следующий технологический шаг вслед за Вашковым и снабдить предметы мистическим свечением, легло в основу концептуального решения. Каждый предмет коллекции связан с определённым временем года и наполнен образами из русских сказок, языческой мифологии и православной традиции. Весна выражает идею обновления, лето — мистику и магию, осень — уют и защиту, зима — домашний очаг и единство семьи. Белоснежный фарфор противопоставлен тёмной текстурной древесине, грубой металлической геометрии и глянцевой поверхности стеклянного полотна.
Кофейный столик "Змей Горыныч" — воплощает образ многоголового дракона из русских сказок
Для реализации прототипа был выбран столик, главным символом которого стал архетип известного всем персонажа былин и апокрифов – Змей Горыныч. Стилизация коснулась всех элементов предмета – так появился многозначный образ, напоминающий различные символические знаки, способные со временем менять смысл.
Контраст сочетания неглазурованного фарфора, тёмной текстурной древесины, кристаллической чистоты стекла и блеска металла подчёркивает характерное для Вашкова мастерство работы с разнообразными материалами в одном предмете.
“Туловище Горыныча” выполнено из дуба методом склейки брусков и последующей скульптурной обработки. Тёмный оттенок сохраняет текстуру древесины, но позволяет создать активный силуэт.
Фарфоровая литофания представлена в объёмных формах, что само по себе является большой редкостью. Для реализации этой техники был выбран париан, как наиболее светопроницаемый тип фарфора. Геометрич ный рисунок рельефа содержит узнаваемые узоры Вашкова, которые он использовал в отделке и в объёме во многих архитектурных элементах своих проектов.
Ошейники на мистических существах, которые Вашков использует в рельефах и резьбе, на теле Змея обретают внутреннее свечение, укрощают злое начало и хранят огненное дыхание сказочного существа. Свет разных оттенков, проходящий сквозь литофанию, создаёт глубокий художественный эффект, превращая предметы в выразительные носители символизма и традиций, переосмысленных для современного пользователя. Сенсоры расположены в головах змея и запускают разные сценарии освещения, подобно небесному свету — рассвет, полдень и закат.
Столешница из прозрачного стекла пересекает основную форму, и будто очерчивает гладь воды, сквозь которую волшебное существо. Какая бы композиция не оказалась на столике – мифический трёхголовый змей всегда будет её частью.


холла РГХПУ им. С.Г. Строганова создаёт среду, соответствующую потребностям
современных пользователей.
Изучив технические условия и проанализировав события, которые происходят в холле в
течении целого года, сформировалась номенклатура предметов, позволяющая использовать пространство рационально и реализовать множество сценариев.
В основе концепции — многофункциональность, лёгкая смена конфигурации пространства под различные образовательные и выставочные задачи и соответствие эстетике интерьера художественного ВУЗа с многолетней историей.
Стол-стеллаж «Диптих» сочетает два ключевых положения:
1. Рабочий стол с поверхностью для работы, коммуникации в период проведения
мероприятий
2. Мобильный стеллаж с полками для хранения и презентации работ, книг и декора
Механизм трансформации интуитивно прост, безопасен и не требует больших физических усилий. Использование натуральных текстур в виде дуба и фанеры – визуальная отсылка к мольбертам и этюдникам – сохраняет дух «Строгановки».
А современные технологии 3D-печати создают новые конструктивные возможности – так
реализованы петли-кронштейны, разработанные нашим мастером Анатолием
Чебурашкиным. Такое решение позволяет использовать полки в двух положениях – стандартном для хранения и под углом для демонстрации, не имеет аналогов среди фурнитуры массового производства, но при этом может легко тиражироваться.
Дополняют проект мобильные скамьи, демонстрационные тумбы и стеллажи, создавая
единую среду для творчества и общения будь то день поступления, еженедельная книжная ярмарка, выставка работ студентов, государственные праздники или будние учебные дни.
Неслучайно в юбилейный год университета появляются предметы мебели, поддерживающие и улучшающие образ уникального пространства. Это то, что обеспечивает связь поколений – студентов, выпускников и преподавателей, которые превращают свой интеллектуальный труд в физические носители традиционных ценностей.
ДИПТИХ сразу нашёл применение и очень символично – в день вступительных испытаний – от выпускника навстречу новым студентам.
Никаких компромиссов и проектов “в стол”, только эксперименты, реализация и
преемственность.
Интересно наблюдать за тем, как предмет перемещается и на ходит новые смыслы и
функции в разных залах и коридорах Строгановки.
Экономия места, мобильность и простая трансформация делает этот стол-стеллаж
привлекательным к применению в малогабаритных пространств любого назначения. Его
легко представить как в других отделках, так и в однотонной нейтральной версии, так что как говорится – open to cooperation!
Проект посвящён Сергею Григорьевичу Строганову, основателю
“Школы рисования в отношении к искусствам и ремёслам”, историю которой мы имеем честь продолжать.


Стул выполнен из гнутоклееной фанеры и алюминиевого конструкцион ного профиля, подкованного пластиковыми подпятниками и заглушками. Открытые крепёжные элементы и новаторское узловое соединение деталей являются неотъемлемой частью образа предмета. Кроме того, стулья могут хранится на стене становясь единым плоским панно.
Это случай, когда предмет становится частью процесса обучения мебельщика!
Профиль это универсальный элемент, который позволяет использовать различную дополнительную фурнитуру, в том числе придуманную и напечатанную на 3D-принтере. В вариации для учебной аудитории стул может выступать и в качестве мольберта, а для использования в лекционной аудитории получить иные функции, например небольшой поворотный столик.
Увеличенная ширина сиденья, заглушки и подпятники, яркие детали и техническая эстетика в целом — эта специфика предмета и делает его узнаваемым символом Строгановской дизайн-школы.
Комплект оборудования «ЦЕХ» разработан позволяет реализовать сценарии
коллективной и индивидуальной работы, лекционных и практических занятий,
и проведение кафедральных и ректорских просмотров.
Большую часть времени это пространство, где происходит «совместное делание». Среда, формирующая эстетический вкус студентов, играет ключевую роль в подготовке дизайнеров, способных создавать актуальные проектные решения.
Личность, которая сопровождает визуальный и смысловой образ проекта – Александр Дейнека – выпускник и преподаватель Строгановки времён ВХУТЕМАСа. Он мастерски сочетал соцреализм с элементами авангарда, передавая в работах энергию и оптимизм молодого советского общества, запечатлевая его идеалы и вызовы.
Следуя настроению его творчества в период 1920-40-х годов, где его монументальные работы прославляют труд, спорт и коллективизм, появился «ЦЕХ». Фасад корпусной системы становится фоном для трудящихся в аудитории – то что прячется за монолитными светопрозрачными дверцами становится частью единой композиции из пятен.
Двусторонняя корпусная система – перегородка между несущими колоннами с
доступом из двух соседних аудиторий – содержит в себе необходимые функциональные модули: различные места для хранения, встроен ные урны и техническое оборудование. Таким образом проект способствует оптимизации студенческого быта и образовательного процесса.
Коллективная и индивидуальная работа предполагает расположение студентов вдоль столов по периметру аудитории и вокруг центральных собранных в один блок. Лекционное занятие – рассадка рядами для просмотра проектора. Просмотр – освобождение аудитории для экспозиции
итогов учебного периода.
Этот проект – выход на новый технологический уровень реализации.
Новаторство заключается в объединении системы конструкционного алюминиевого профиля и плитных деталей в единые функциональные узлы с большим потенциалом в разнообразии применения.


Малевич рассматривал предметы как носители истории и культурной идентичности. Кресло наследует этот подход: его форма обретает лаконичную монументальность, отсылая к сакральности иконы и музейного артефакта. Статичная композиция становится визуальной метафорой вневременной значимости идей авангарда.
В этом проекте геометрия супрематизма переплетается с народными ремёслами артели из Вербовки, а следы времени — с эстетикой износа. Текстура трещин «Чёрного квадрата» превращена многослойное плетение, которое обволакивает объём кресла. Нити натягиваются как мазки кистью - каждый отрезок фиксирует жест. Пряди не переплетаются, а скользят и наслаиваются, формируя структуру. Это не классическое вязание, а пространственная живопись с супрематическим смыслом. Конструкция остаётся предельно простой, оперируя чертами вневременного дизайна.
Этот предмет — точка пересечения культурных слоёв, артефакт непрерывного диалога ремесла и искусства, традиции и авангарда, истории и современности.


Центральной точкой вдохновения стало бюро-секретер, за которым Михаил Афанасьевич создавал свои последние произведения. Этот предмет мебели, как артефакт его литературной лаборатории, становится не только отсылкой к прошлому, но и новым символом творческого поиска.
В основе формообразования лежит переосмысление классических мотивов через призму современных технологий и материалов. Секретер, как галерейный объект, сочетает в себе эстетику начала XIX века и функциональные решения, отвечающие актуальным требованиям современного пользователя. Предмет наполнен символами и аллюзиями к образам Булгакова: в его конструкции заложены скрытые отделения, загадочные механизмы, а система открывания столешницы синхронизирована с автоматическим подъёмом и интегрированным освещением. Яркое внутреннее наполнение секретер “МАСТЕР” обретает благодаря использованию технологии лайерит (от англ. layer – слой), то самое многослойное нанесение краски и поэтапная шлифовка. Этот вид покрытия наш мастер Николай Грязнев развивает превращая остатки краски в эстетичные элементы предметов интерьера.
Каждый раз при создании уникального рисунка на поверхности, характер которого возникает и проявляется на всех этапах процесса, происходит кастомизация предмета. Внешне упрощённая и лишённая декоративных элементов форма секретера прячет его в пространстве современного интерьера и ждёт своего хозяина – человека с ключом. Как только ключ поворачивается, открывается и подсвечивается рабочая поверхность. С ходом времени люди стали использовать письменный стол иначе, книги, бумаги и канцелярия нашли замену в нескольких гаджетах. Розетка находится в ближайшем доступе и прячется в активных цветовых пятнах.
Хранение снаружи в нижних ящиках со скрытыми направляющими, а место для маленьких секретов располагается внутри, за зеркальными панелями.
Для сохранения минималистичного образа и сохранения высоты рабочего пространства была разработана специальная конструкция, которая открывает столешницу и верхнюю панель с подсветкой одновременно. Этот механизм спроектирован заведующим мастерскими кафедры – Анатолием Чебурашкиным. Затем, спустя несколько рабочих макетов в разли чных масштабах для проверки конструкции, стало понятно как учесть порядок сборки для точного расчёта и последовательной реализации предмета. Так на поверхности боковин появились технические окошки для быстрого доступа к электрике,
так как порядок сборки предмета важен для точного расчёта и последовательной реализации.
Замочная скважина, намекающая на первый шаг к взаимодействию – единственная зацепка для любопытного глаза, как и необычный ключ в руках творца.


Варвара Степановой – советская художница-авангардистка, поэтесса, жена и соратница Александра Родченко, преподавательница кафедры текстиля – Строгановки времён ВХУТЕМАСа. Степанова была известна своим новаторским функционалистским подходом в искусстве текстиля — идею связи текстильного рисунка с формой и назначением костюма.
Её текстильные орнаменты всегда отличались строгой геометрией, композиционной динамикой и яркими, контрастными цветовыми решениями. Именно эти характерные черты – смелость форм, чистота линий и насыщенность палитры – были перенесены из двумерного пространства ткани в трёхмерные предметы мебели.
Выразительность геометрических элементов становится не просто декоративным дополнением, а динамическим приёмом и актом интеграции искусства в предметы повседневности в соответствии с принципами конструктивизма.
Идея полезного, функционального и доступного искусства нашла реализацию в руках бренда мягкой мебели «Мастерфабрик». Влюбились, откликнулись, произвели. Для воплощения знакомого паттерна на боковине кресла использована ткацкая технология студии текстильного дизайна — Жучка, которая изготовила образцы, а затем и целое полотно знаменитого рисунка.
Мастерфабрик стали заказчиками и контрактным производством модульной программы, которая позволяет создавать различные комбинации, но сохраняет идею сделать искусство частью повседневной жизни.
Столик и ширма из капсульной коллекции Варвара превращают плоский паттерн в трёхмерный и динамичный.
Макетные поиски новой эстетики привели к оживлению известных рисунков через перфорацию, многослойность и свет!
Столик собран из трёх элементов, самостоятельные и геометричные сами по себе они могут обитать в разных частях пространства. Но при этом собираясь в единую композицию, возникает ещё более эффектный и оригинальный предмет. Отверстия на верхней плоскости упрощают этот процесс.
Ширма состоит из трёх равнозначных полотен и лишена цвета, но её кинетика связана с наслоением плоскостей. Ещё одним неотъемлемым элементом становится солнце, меняющее своё положение в течение дня – ширма отбрасывает графичные тени, рисунки пересекаются и паттерн оживает на новой плоскости.


В центре внимания — разработка специализированного оборудования, которое совмещает функции сна, хранения и отдыха в компактном пространстве. Решения ориентированы на потребности реальных пользователей: с учётом ограниченного пространства, графика труда, логистики и климатических особенностей.
Данные для исследования предоставлены российской нефтесервисной компанией НафтаГаз*, которая помимо прочего стала заказчиком проекта по модернизации жилых модулей на месторождениях в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах.
Учитывая количество времени, которое проводят жители комнаты в постели, “личная” часть пространства оборудована умным изголовьем: световой будильник, мягкие панели.
Проанализировав фотографии с реальными условиями жизни в блок-контейнерах, стало ясно, что вахтовики нуждаются в небольшом уголке для приготовления быстрозавариваемой еды и напитков. Хранение столовых приборов, посуды и запасов “сухпайка” предусмотрено в отдельно стоящем шкафу. В единую опору стола интегрированы розетки для мелких бытовых приборов и небольшой светильник.
Отдельным модулем стало место для вечернего досуга, хранения техники, книг и других личных вещей. Мобильные табуреты позволяют сесть с любой стороны стола, а раздвижной механизм столешницы – варьировать её длину. Между стеллажами расположены рейлы для сушки полотенец и одежды, у каждого свой отсек для поддержания личной гигиены.
Особое внимание уделено визуальной среде: натуральные текстуры, маскулинные цветовые сочетания, локальное освещение, тактильно приятные поверхности. Эти элементы помогают снизить уровень стресса и психологического напряжения, неизбежных в условиях изоляции.
В прототипе реализованы модули для сна и хранения личных вещей. Работники вахты, в основном мужчины, проводят всё свободное время в жилых блок-контейнерах (разг. БАЛКИ). Отдых и сон в кровати – важная составляющая для физического и эмоционального восстановления. Поэтому большое внимание уделено повышению комфорта спального места – увеличенная ширина и длина матраса, удлинённое изножье с хранением и мягким элементом, полузакрытая форма изголовья для создания ощущения личного пространства. Оно обеспечивается индивидуальным источником освещения – световой будильник в панели имитирует время суток с помощью цветного свечения, утром – голубой свет, вечером – оранжевый. Встроенные розетки и шумоизолирующие панели обеспечивают удобство удалённого общения с родными, чтение или просмотр фильмов. Полка для телефона, планшета, книги, бутылки воды и других мелочей решит потребность в хранении вещей “ближе к телу”.
В поиске компонентов для реализации проекта основным была выбрана берёзовая фанера, как материал имеющий разнообразие видов и толщин.
Многослойная фанера — стабильный и долговечный вид пиломатериала, а возможность реставрации простыми средствами является важным фактором для эксплуатации в условиях удалённости. Возможность фрезеровки позволяет сэкономить на лицевой фурнитуре, создание фасок и плавных углов – продляет срок жизни предмета, а гибка радиусных элементов воплощает современное понимание эстетики. Потенциальным производителем, проявившим инициативу стал Череповецкий фанерно-мебельный комбинат. Его мощности позволят изготавливать оборудование в требуемых объёмах, ведь речь идёт о десятках тысяч работников вахты.
Кроме того, Череповец — важный логистический узел севера страны. Грузовые Ж/д и авиа перевозки, федеральные автотрассы позволяют осуществлять мультимодальную логистику — когда используются сразу несколько видов транспорта.Изготовление и сборка в одной локации позволит оптимизировать расходы и исключить траты на дополнительную логистику.
Проект посвящён Ивану Михайловичу Губкину - основателю нефтяной геологии, внёсшему значительный вклад в теорию происхождения нефти и развитие нефтяной науки в стране.


сочетание вековых традиций мастеров берестяного промысла и графических особенностей «билибинского» стиля в контексте современного дома.
Коллекция состоит из ширмы-органайзера, столика и табурета: тот самый личный уголок для трансформации, в котором каждый человек сможет почувствовать себя главным героем сказочной иллюстрации.
Береста обладает уникальными физическими свойствами — она лёгкая и эластичная, не
боится влаги и не поддаётся гниению. Испокон веков использовалась как материал для
сохранения информации и хранения запасов: от берестяных грамот до плетёных туесов.
Косое и прямое плетение из берестяных лент — самые распространённые виды плетения среди немногочисленных мастеров-берестянщиков по всей стране.
Размышления о сохранении промысла в его исходном виде и актуальных формах навели на создание проекта-компромисса между ремесленниками и современными потребителями.
Напольный органайзер обладает большой вариативностью мест хранения: от важных
мелочей до уличной одежды. Табурет с берестяной сидушкой позволяет мягко присесть на дорожку. А столик со съёмной столешницей становится полубарным табуретом в момент прихода гостя.
Материалы как и иллюстрации Билиб ина символичны: береста – это многослойность и
многосценарность, металлический пруток – контурная линия, фанера лиственницы – яркий рисунок-заливка и силуэт, зеркальное полотно – портал в параллельную реальность.


Симметрия вне симметрии, беспредельная упругость диагонали, полноценная худоба
треугольника, невесомая тяжесть консолей, - формирование элементов набора основано на тезисах, присущих рационалистической архитектуре Мельникова.
Возможные конфигурации предметов сосредоточены на выстраивании разнообразных
эргономических и ситуационных сценариев использования на примере фойе театра Сцена «Мельников», который находится в здании Дома культуры Русакова – памятнике советской архитектуры рабочего клуба в Москве.
За счёт простоты эксплуатации предметов и универсальной формы модули позволяют
использовать не только плоскоть пола, но пространство лестницы – одного из главных
архитектурных элементов. Чёткость контурной линии и ограниченная цветовая палитра – отсылка к чертёжной эстетике процесса проектирования.
Идеи преемственности между архитектурной и предметно-пространственной средой
поддержала команда казанского мебельного бренда и производителя Qullar, кстати также основанная архитекторами, взявшая на себя реализацию модуля из металла. Он дополнен съёмными мягкими элементами, которые делают взаимодействие более эргономичным и комфортным. Продуманные ножки из переработанного пластика дают возможность использовать разные плоскости предмета, создавая большое количество вариантов практичной стыковки модулей.
Модульная система, усиленная обоснованностью используемых современных материалов: металла, фанеры, ППУ, текстиля, - соответствует тенденциям наполнения общественных
пространств и промышленным технологиям сегодняшнего дня.
Композиционные комбинации объектов в пространстве и их восприятии человеком –
критерии, которым Мельников уделял особое внимание в собственном подходе к проектированию.


Цель проекта — опираясь на образы творчества Коровина, создать мебельный объект,
который станет не только функциональным элементом интерьера, но и носителем культурной идентичности.
Форма кресла напоминает мягкий сугроб на крыше избы — яркий образ северной природы.
Основание выполнено из МДФ и зафанеровано шпоном дуба, по бокам выглядывают
точёные детали — отсылка к элементам русского зодчества.
Сиденье и спинка формируются поролоном высокой плотности, являясь основой для образа сугроба. Обивка выполнена из натурального фетра — экологичный материал, обладающий приятными тактильными свойствами. Благодаря разрезам и декоративным швам, войлок принимает нужную форму и обретает неповторимый узор — будто еловые ветки рассыпаны на снегу. Тем самым усиливая образ предмета русского севера: тихого, просторного и вдохновляющего.


Подобно тому, как Кукрыниксы путем визуальной гиперболы высмеивают общественные пороки, предметы мебели в проекте становятся материальной интерпретацией актуальных сегодня социальных факторов - паттернов поведения людей в общественном транспорте - пространстве вынужденной близости и социального напряжения; ситуации, требующей постоянной воспитательно-информационной поддержки.
Карикатурная мебель действует как визуальный и тактильный триггер, провоцируя зрителя на рефлексию и переоценку собственных привычек. Как и графические листы Кукрыниксов, мебель использует визуальную гиперболу: деформированные пропорции, нарочито неудобные формы, гротескные детали. Образы, доведенные до абсурда, вызывают не только улыбку, но и лёгкое чувство дискомфорта — тем самым заставляя задуматься о социальной ответственности и нормах поведения в общественных пространствах на примере транспорта.
В перспективе карикатурная мебель может стать частью экспозиционных площадок, где главной ценностью предметов становится способность создать диалог со зрителем через телесный опыт и иронию, продолжая традицию «воспитания смехом», заложенную Кукрыниксами, и актуализируя их критический взгляд на общественные отношения в современном контексте.


“Мы окружены цветом, цвет помогает выделять и прятать, передавать информацию на расстоянии без звука и текста, цвет может призывать к действию или помочь расслабиться. Но цвет - это производная света, без источников света цвет бы не существовал, свет может в корне изменить информацию передаваемую цветом.”
Проект "СВЕТЛИЦА" - это навесная консоль объединяющая в себе инженерные и бытовые источники освещения для подбора, сравнения и анализа цвета различных материалов. Позволяет воспроизводить и фиксировать различные сценарии освещения.
Цвет конструкции нейтрально серый, матовый – это необходимо для исключения нежелательных цветовых рефлексов во время работы. Визуальный образ соответствует технической эстетике предмета. Каркас из конструкционного алюминиевого профиля – лёгкий материал, с большим потенциалом кастомизации форм и типоразмеров, с возможностью быстрого монтажа дополнительного оборудования.
Монолитный полупрозрачный поликарбонат исключает внешнее световое воздействие, но оставляет визуальную лёгкость и просвечиваемость. Листовой металл обеспечивает жёсткость всей конструкции и позволяет использовать магнитную фурнитуру. Тумблеры заставляют осознанно контактировать с предметом и помогают сделать пользование понятным.
Фиксация данных происходит в специально-разработанных форматах: от блокнота до комплекта технической документации. Благодаря этому комплексному решению, коммуникация о цветах, свете и качестве отделки может выйти на новый профессиональный уровень как в рамках учебного процесса, так и на каждом этапе проектирования и производства.
Проект посвящён Лосеву Олегу Владимировичу — выдающемуся советскому физику и изобретателю, совершившему открытие электролюминесценции — явления, при котором некоторые кристаллы начинают светиться при прохождении через них тока. Это стало основой для технологии LED-светодиодов.


Модульная коллекция уличной мебели «Альма-матер» для внутреннего двора РГХПУ им. Строганова, вдохновлена наследием Ивана Владиславовича Жолтовского. Советский архитектор, преподаватель Строгановского императорского училища и ВХУТЕМАСа, он также являлся руководителем архитектурного проекта здания современной Строгановки, формирующего архитектурную среду в том числе внутреннего двора. Обновлённый план благоустройства был разработан на кафедре художественного проектирования интерьеров.
Формообразование мебели и МАФов основано на принципах и композиционных приёмах, используемых Жолтовским – симметрия, монументальность и строгие пропорции. Такой подход позволяет органично вписать предметы в существующую среду, построенную по тем же принципам, и сохранить преемственность поколений.
Система модулей позволяет использовать различные конфигурации благодаря свое й форме. Модули объединяются в колоннады рекреационных зон, состоят из бетонных оснований с сиденьями из переработанного пластика, дополняются металлическими столиками и освещением. Такое решение позволило освоить и вентшахту как функциональную зону - общее рабочее пространство.
Выбор материалов отдает дань уважения наследию прошлого и отвечает эстетическим и практическим запросам, и технологическим возможностям нашего времени. Бренд мебели Qullar выступили в качестве производителей элементов из металла и переработанного пластика. В качестве сертифицированных осветительных приборов интегрированы решения бренда Maytoni.


