top of page

Create Your First Project

Start adding your projects to your portfolio. Click on "Manage Projects" to get started

ФАРФОРОВЫЕ ТЕНИ: архив Вашкова

автор

АНАСТАСИЯ ИВЛЕВА

спонсор

АНО «Центр развития национальной культуры и ремёсел ПОЛЕ»

реализация

АНАСТАСИЯ ИВЛЕВА, МИХАИЛ ЛИПКИН, КИРИЛЛ ТЮРИН, ВИКТОР КУРЕНКОВ

куратор

ЕВА ГОРДЕЕВА

Коллекция предметов интерьера «Фарфоровые тени: архив Вашкова» разработана на стыке современных технологий и историко-культурного наследия.

Инициатором темы переосмысления творчества Сергея Ивановича Вашкова выступил Центр развития национальной культуры и ремёсел ПОЛЕ. Основательница фонда Александра Фалиштынская – меценат, куратор и коллекционер, трепетно относится к воссозданию проектов Вашкова: ревитализация “дачи Александренко” – ДАЧА А, переиздание сборника работ церковной и гражданской утвари “Религиозное искусство”, научная реставрация и изготовление предметов и деталей быта.
Сергей Вашков – архитектор, скульптор, художник, представитель московского модерна и исследователь древнерусского искусства. Вашков создавал произведения, в которых прослеживается влияние средневековой иконописи и деревянной резьбы, переосмысленных через призму современного ему искусства – будь то композиции из крупных рельефов на фасадах дома со Зверьми на Чистых прудах или архитектурные проекты деревянного зодчества. Этот синтез мифа и религии делает его бестиарий мифических существ уникальным — не языческим, но одухотворённым, вписанным в христианский контекст через эстетику неорусского стиля.

В рамках магистерской диссертации были исследованы актуальные ресурсы фарфоровых технологий в предметном дизайне: литофания — уникальная фарфоровая техника, раскрывающаяся при прохождении света через материал. Попытка сделать следующий технологический шаг вслед за Вашковым и снабдить предметы мистическим свечением, легло в основу концептуального решения. Каждый предмет коллекции связан с определённым временем года и наполнен образами из русских сказок, языческой мифологии и православной традиции. Весна выражает идею обновления, лето — мистику и магию, осень — уют и защиту, зима — домашний очаг и единство семьи. Белоснежный фарфор противопоставлен тёмной текстурной древесине, грубой металлической геометрии и глянцевой поверхности стеклянного полотна.

Кофейный столик "Змей Горыныч" — воплощает образ многоголового дракона из русских сказок

Для реализации прототипа был выбран столик, главным символом которого стал архетип известного всем персонажа былин и апокрифов – Змей Горыныч. Стилизация коснулась всех элементов предмета – так появился многозначный образ, напоминающий различные символические знаки, способные со временем менять смысл.

Контраст сочетания неглазурованного фарфора, тёмной текстурной древесины, кристаллической чистоты стекла и блеска металла подчёркивает характерное для Вашкова мастерство работы с разнообразными материалами в одном предмете.

“Туловище Горыныча” выполнено из дуба методом склейки брусков и последующей скульптурной обработки. Тёмный оттенок сохраняет текстуру древесины, но позволяет создать активный силуэт.

Фарфоровая литофания представлена в объёмных формах, что само по себе является большой редкостью. Для реализации этой техники был выбран париан, как наиболее светопроницаемый тип фарфора. Геометричный рисунок рельефа содержит узнаваемые узоры Вашкова, которые он использовал в отделке и в объёме во многих архитектурных элементах своих проектов.

Ошейники на мистических существах, которые Вашков использует в рельефах и резьбе, на теле Змея обретают внутреннее свечение, укрощают злое начало и хранят огненное дыхание сказочного существа. Свет разных оттенков, проходящий сквозь литофанию, создаёт глубокий художественный эффект, превращая предметы в выразительные носители символизма и традиций, переосмысленных для современного пользователя. Сенсоры расположены в головах змея и запускают разные сценарии освещения, подобно небесному свету — рассвет, полдень и закат.

Столешница из прозрачного стекла пересекает основную форму, и будто очерчивает гладь воды, сквозь которую волшебное существо. Какая бы композиция не оказалась на столике – мифический трёхголовый змей всегда будет её частью.

+7 (916) 642-76-99

Кафедра "Дизайн мебели"

РГХПУ им. С. Г. Строганова

Москва, Волоколамское ш. 9к1

bottom of page